ШКОЛА КАК СЕЛЬСКИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР.
Село наше очень удалено от районного центра. Самая большая из действующих организаций – школа.
Воспитательную работу в школе мы строим в тесном контакте с сельским клубом, библиотекой, администрацией. Для этого составляем координационный план работы и придерживаемся его в течение года.
В работе с клубом – совместные вечера, праздники, спектакли, концерты.
Школьные новогодние спектакли всегда собирают огромную аудиторию. Привлекают зрителей и костюмы, изготовленные своими руками, и отличная игра участников спектаклей, и замечательно украшенный зал. Этого дня ждут все.
И, конечно же, школьные вечера, особенно на такие, где в качестве домашнего задания необходимо приготовить поделки из природного материала, овощей, цветов – тоже событие. Соревнуются за признание лучшей поделки не только ученики, но и родители, родственники, которые с удовольствием помогают детям. Выбрать лучшую поделку очень сложно, ведь у ребят очень богатая фантазия. Посмотреть эти творения приходят многие жители села и обязательно работники администрации, клубные работники, библиотекарь.
Ну а в клубе ни одно мероприятие не обходится без самого активного участия не только учащихся, но и учителей. И учителя, и ученики – постоянные участники художественной самодеятельности села. Праздники в клубе тоже собирают много односельчан. Жители с удовольствием приходят посмотреть на выступление. Взрослая вокальная группа «Сударушка», большинство участниц которой – учителя, неоднократно защищала честь села на районных праздниках. Также выезжали с концертной программой в ближние сёла (Куликовку, Каськовку, Васильевку).Правда, такое – редкость, так как существует постоянная проблема - транспорт и горючее.
В школе работают спортивные секции, одна – от ДЮКФП. А занимаются спортом не только ученики, но и молодёжь села, даже мужчины приходят играть в волейбол.
Дважды нашим спортсменам удалось постоять за честь села: в соревнованиях допризывной молодёжи - четверо учащихся и студент (заняли 3-е место) и в 28-х летних сельских спортивных играх. Большинство участников – старшеклассники. И они, участвуя в соревнованиях по всем видам спорта, сумели завоевать 4 золотых и 3 бронзовых медали.
Продолжая тему спорта хочется сказать, что уже 3 года летом действует дворовая футбольная команда под руководством учителя истории Шмерко И.А. и студента педколледжа Шамбурова С. Летом 2004 года при содействии и финансовой поддержке главы и специалиста сельской администрации прошёл турнир между двумя командами. Болельщики, которых было немало, активно поддерживали игроков. Четыре недели подряд все жили в ожидании очередного матча.
Кто бывал в нашей школе, всегда отмечал, что в школе чисто, уютно. Но чистота держится не только руками техперсонала. Учащиеся – активные помощники. Во время летнего ремонта старшеклассницы белят, моют, а родители помогают им в этом. Юноши в это время занимаются ремонтом мебели, изгороди, заготовкой дров. Ребята помладше – на пришкольном участке: выращивают овощи, ухаживают за цветами.
Они ещё и активные помощники в благоустройстве села, ведь за помощью часто идут в школу. Забор починить, завал веток убрать, центр села привести в порядок, вычистить кладбище, огород вскопать, снег откидать, дрова сложить – все это по силам нашим ученикам. А Администрация сельсовета старается стимулировать их, оформляя на общественные работы от ЦЗН.
Жители села нашего, в основном, пенсионеры, и ребята при необходимости помогают им, в помощи никогда не отказывают.
Но и, конечно же, День Победы – великий праздник, В преддверии его всегда приятные хлопоты: Ремонт памятника, уборка территории около него, изготовление открыток, подарков ветеранам войны, вдовам, труженикам тыла. Ну а 60-летие Победы – особенно! Здесь и статьи в газете о ветеранах, вдовах, тружениках тыла; участие в конкурсе «Фронтовой треугольник»( письма с фронта принесли родственники в школу, где они и хранятся), подготовка панно для ветеранов под руководством руководителя кружка «Иголочка», подготовка и проведение митинга у памятника, где школа – всегда самый активный участник, и праздничный концерт в СДК.
Большинство вопросов, связанных с жизнью села, решается с активным участием школы, так как в числе депутатов сельсовета – учителя и работники школы; во всех комиссиях при сельсовете – учителя и депутат Совета депутатов района – тоже учитель.
Проблемы, конечно, есть:
- нет специалистов в различных областях;
- низкий культурный уровень населения;
- безработица и все вытекающие отсюда последствия;
- и, конечно же, финансирование.
Но, несмотря ни на что, село наше живёт, дети развиваются, поступают в учебные заведения, заканчивают их, разъезжаются, а когда появляются в селе, стараются обязательно заглянуть в школу.
А.Н.Шамбурова